Законопроект о едином измерителе аудитории интернет-ресурсов в России разрабатывается на базе Медиа-коммуникационного союза (МКС) при участии Роскомнадзора, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на черновик документа. Проект предполагает внесение поправок в федеральные законы "О рекламе", "Об информации", "О СМИ" и "О персональных данных".
Согласно документу, Ромкомнадзор проведет тендер по выбору измерительной компании, а также утвердит методику измерений. Уполномоченная организация для измерения аудитории интернет-ресурсов может быть одна или несколько. Уточняется, что участвовать в тендере готов в том числе и Mediascope, который недавно был снова выбран единым телеизмерителем. К уполномоченным организациям будет применяться ряд ограничений, в частности по доле иностранного владения в них не должна превышать 20%.
По данным МКС, союзу поручено "формирование рабочей группы по обсуждению законопроекта" и к законопроекту уже поступил ряд отзывов, на основании которых в документ будут внесены изменения.
"Коммерсантъ" со ссылкой на источники уточняет, что в дискуссии участвуют представители крупнейших операторов связи и вещателей, Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), "Русбренда", "Яндекса" и Mail.ru Group.
Подчеркивается, что инициатива должна коснуться в том числе владельцев онлайн-кинотеатров и новостных агрегаторов. Они будут обязаны устанавливать утверждаемый Роскомнадзором софт и передавать информацию уполномоченной организации. При этом в случае отказа владельцев ресурса установить счетчик аудитории предусмотрен запрет на рекламу такого ресурса и на размещение рекламы на этом ресурсе.
Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова отметила, что попытки ввести регулирование интернета предпринимались и раньше, в 2014 году, а в настоящее время эта идея идет вместе с законопроектами о едином поставщике 20 общедоступных телеканалов в интернете и об отчетности онлайн-кинотеатров. При этом Ирина Левова выразила мнение, что большинство участников МКС, несмотря на то что проект разрабатывался на площадке союза, инициативу в нынешнем виде не поддерживают. По прогнозу эксперта, в случае принятия такой нормы регулирования индустрия измерений "уйдет в серую зону", а реклама будет продаваться через иностранные сети.
Отмечается также, что операторы связи обеспокоены тем, что уполномоченная организация получит доступ к большим данным, которые сможет коммерчески использовать.
В компании "МегаФон" подтвердили, что участвуют в обсуждении, а также выразили надежду, что удастся найти баланс между интересами государства и бизнеса, который "имеет возможность подсчета интернет-аудитории и монетизации больших данных без привлечения уполномоченной организации".
В Tele2 сообщили, что, если методика будет достоверна и недискриминационна по отношению к владельцам ресурсов, данные могут быть полезны бизнесу. Однако уточнили, что в случае, если ресурсы будут игнорировать обязательность установки счетчика, операторам, возможно, придется их блокировать.
"Ведомости" уточняют, что в правительстве и администрации президента есть разные представления о том, как именно нужно организовать систему измерений, при этом каждая группа стремится представить и защитить свою концепцию. Пока Роскомнадзор единственный, кто успел написать проект и собрать на него отзывы. В конце прошлой недели, по данным "Ведомостей", проект осуждался на совещании у главы Роскомнадзора Александра Жарова.
Однако в проекте не определен круг сайтов, которые должны будут предоставлять данные, речь идет просто об "интернет-ресурсах". Также нет подробностей о том, какие именно данные необходимо будет предоставлять. Но уточняется, что отчитываться следует не только об аудитории в целом, но и об аудитории размещенной рекламы.
Уточняется, что поправки в их актуальном виде обязывают компанию-измерителя вести подсчет как интернет-пользователей, так и телезрителей, чтобы обеспечить единый подход к измерениям в разных средах.
Сообщается, что уполномоченная организация сможет полностью контролировать рынок измерения аудитории Рунета, поскольку другие игроки этой сферы будут обязаны раз в год проходить ее аудит.
По данным "Ведомостей" многие участники отрасли предполагают, что единственный претендент на эту роль - Mediascope. Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев, в свою очередь, заявил, что если государство объявит тендер на измерения в интернете, то Mediascope будет в нем участвовать. "Рассчитываю, что наш многолетний опыт тут будет очень полезен. Сведение в единую систему измерений данных по аудитории того же "Первого канала" и Google - крайне важная индустриальная задача", - сказал он.
Со ссылкой на источники "Ведомости" уточняют, что пока законопроект подготовлен в общем виде и многое будет зависеть от того, как именно решатся конкретные задачи, в частности, реализация запрета на размещение рекламы, особенно для иностранных компаний.
Один из собеседников уточнил, что нормы предполагается вводить поэтапно: сначала данные запросят у площадок, размещающих российский видеоконтент, затем постепенно и у других. При этом ответственность будет предусмотрена не только для площадок, которые не предоставят данные, но и для компаний, которые продолжат размещать там рекламу. Разработка соответствующих механизмов идет в настоящее время.
Напомним, ранее информация о том, что в администрации президента РФ и профильных ведомствах идет обсуждение идеи государственной системы учета интернет-пользователей, появлялась в сентябре 2019 года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии